История
Методика
Актуальность
Ноосферное образование — педагогическая система XXI века
История
Термин «ноосфера» привнёс в русский язык и науку В.И. Вернадский в 30-е гг. XX века. Он понимал под ним сферу взаимодействия общества и природы, где разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором. Само название произошло от др.-греч. νοῦς «разум» и σφαῖρα «шар», что в дословном переводе означает «сфера разума».
На протяжении более 60 лет идеи о ноосфере не принимались и фактически были забыты. В 1999 г. вышла монография Н.В. Масловой «Ноосферное образование» и это направление стало набирать силу.
В начале XXI века учеными в России был создан научно-методический комплекс:
1) Теория Творения и генетического энергоинформационного единства Мира и его Законов.
2) Периодические системы: Всеобщих Законов Мира, Общих законов человеческого общества, Общих законов познания и постижения, законов образования, законов психики.
3) Концепция, методология и инструментарий ноосферного образования.
На базе этого научно-методического комплекса сформировалась новая педагогическая система — ноосферная.
Ноосферное образование — это целостная педагогическая система, созданная на фундаменте Теории генетического энергоинформационного единства Мира (Б.А. Астафьев), Всеобщих Законов Мира (Б.А. Астафьев, Н.В. Маслова) и специальных законов образования (Н.В. Маслова).
Ноосферная педагогическая система имеет свою ноосферную методику преподавания. Эта методика вобрала в себя лучшие образцы отечественной и зарубежной педагогики (Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л. Толстой, М. Монтессори, А. Макаренко, В. Сухомлинский, П. Эрдниев, В. Шаталов, Е. Ильин, С. Лысенкова, И. Волков, Ш. Амонашвили, М. Щетинин, А. Кушнир, В. Базарный и др.).
Важно сразу разобраться с терминами.
Природосообразность — это принцип соответствия природным законам, нормам и ритмам. Мы можем называть систему ноосферного образования природосообразной потому, что она соответствует Всеобщим законам Мира, Общим законам природы нашей планеты Земля, природным циклам и биоритмам. Это утверждение обосновывается соответствием педагогической системы названным выше законам, открытым и систематизированным в науке начала XXI века.
Биоадекватность — это принцип соответствия биологической природе ребёнка, то есть нормам работы его тела, мозга и души. Это утверждение обеспечивается тем, что данная педагогическая система создана на знании анатомических, физиологических, нейрофизиологических норм и системы законов психики человека. Ни один из приёмов, ни один учебный инструмент, методика или учебник не могут принести ребёнку вреда сегодня или даже в отдалённом будущем.
Педагогическая система названа ноосферной по той цели, которая достигается ею — воспитание ноосферного человека, то есть здорового, знающего, умеющего и счастливого человека, который владеет высокими нравственными идеалами, ценностями и целями и умеет находить решения для их достижения.
Информация определяет сознание. Сознание определяет здоровье.
Методика
Ноосферная методика преподавания называется еще биоадекватной (адекватной биологическим ритмам) или природосообразной.
В основе лежит фазово-эмоциональная методика преподавания. Она способствует оздоровлению учителя и ученика, корректирует физические, психические, нравственные, интеллектуальные отклонений от нормы (в том числе алкогольную и наркозависимость).
Суть методики состоит в разделении урока на фазы повышенной (action) и сниженной (relaxation) мышечной активности (relaxation-action learning, или сокращённо REAL-методика), что и является важной частью биоадекватности.
В фазе расслабления даётся учебный материал, который ученик эмоционально-логически моделирует и создаёт собственный опорный образ. Закрепление в памяти происходит в фазе активности посредством многоразового логического и образного воспроизведения учебного материала. Обязательными компонентами урока являются: взаимная симпатия и сотворчество учителя и учеников при восприятии информации по пяти каналам (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус). Результатом является:
− оздоровление всех 12-ти функциональных систем организма ученика и учителя;
− положительные эмоциональные, высокие учебные и творческие результаты учеников;
− значительный рост мотивации к учёбе у всех учащихся.
За кажущейся простотой метода скрываются глубокие генетические корни. Любая информация «свёрнута» в генах ДНК в виде волновых энергоматериальных «пакетов», которые обладают двумя функциями: образной и речевой, т. е. откликаются, резонируют, узнавая знакомые образы, слова. Лично выбранные образные модели информации (бабочка, дерево, солнце и др. образы природы), как эхо звучат в мозгу и клетках, пробуждая эмоциональный отклик, и осваиваются человеком как понятные и знакомые. Организм ученика работает на запоминание и гармонизацию всех его систем. Так лингвистическая генетика организует природосообразный режим работы.
Природосообразность методики состоит в организации учёбы без нарушения естественного пути восприятия информации через естественное воздействие слова, которое врачует без лекарств («слово лечит»), за счёт снабжения эндорфинами (гормонами радости) всего организма, воспитывает любовью, проектирует будущее, мотивирует творчество («творчество заразительно»). Это ведёт к самооздоровлению вследствие:
− восстановления гармоничного взаимодействия обоих полушарий головного мозга;
− нормализации биологических прямых и обратных связей между мозгом и клетками тела по всем 12-ти системам жизнеобеспечения;
− формирования навыка естественного хода восприятия и интеграции информации по четырём обязательным этапам: лингвистический (формулировка правил, выводов), логический (разделение информации на составные части), символьный (образное моделирование), сенсорный (эмоциональное восприятие информации).
Методика обеспечивает принцип потенциальной естественной безопасности образования за счёт развития естественного мышления без перегрузок, стрессов и умения устранять, вредоносную информацию. Этого нет в других педагогических методиках, приводящих в норму одну-три системы. Они обладают низкой степенью подобия природе. Природосообразная же педагогика впервые интегрирует социальные технологии трёх типов мирового уровня: "know how" (тактики), "know way" (стратегии), "know what" (мировоззрения). В этом её наукоёмкость и отличие от 499 других образовательных методик, не отвечающих принципам системной полноты и целостности.
Ноосферная методика преподавания уже апробирована в образовательных учреждениях восьми регионов России: в Калужской, Кемеровской, Вологодской, Владимирской, Московской областях, Санкт-Петербурге, Якутии, Бурятии, а также в Украине, Казахстане.
Широкая география испытаний, высокие результаты и низкая затратность внедрения позволяют предложить систему ноосферного образования к внедрению в широкую практику.
Ноосферная методика преподавания уже апробирована в образовательных учреждениях восьми регионов России, в Украине и Казахстане.
Цели, задачи и результат
Цель ноосферного образования — достижение качественного образования на основе наукоёмких биотехнологий в соответствии с Всеобщими Законами Мира, законами общества, познания и постижения и законами образования, вытекающими из Всеобщих Законов Мира.
Задача ноосферного образования — раскрытие потенциалов системы образования и её инновирование для формирования поколений молодёжи, способных совершать социально-технологические, культурные, мировоззренческие прорывы.
Результат ноосферного образования — физически, нравственно и психически здоровый человек, практически пользующийся системным целостным мышлением в решении учебных, жизненных, производственных задач, лично и социально реализовавший себя творчески.
Актуальность
Образование, принятое сегодня во всех странах мира, не имеет морально-этических системы координат, что позволяет манипулировать целями, лозунгами, произвольно намечать траекторию развития ребенка в частности и общества в целом.
Общепринятое образование сфокусировано на развитии левого полушария головного мозга (логика, структура, анализ, прагматика, критика), что приводит к не гармоничному развитию человека, так как в процессе познания и постижения не участвует правое (образное, творческое, интуитивное, чувствующие) полушарие головного мозга.
Результатом такой системы образование является тот факт, что около 70 тысяч государственных и 500 частных школ России не справляются с катастрофическим падением нравственности, успеваемости и ухудшением здоровья школьников. Россия занимает 69 место по соматическому здоровью населения. При этом 92% факторов не связаны с системой здравоохранения. Это — социальные факторы, которые формируются способом людей мыслить и жить.
По данным статистики запросов россияне ищут в Internet 850 тысяч раз в сутки информацию о наркотиках, 1,5 млн. раз о терроризме и лишь 250 тысяч раз — информацию патриотического содержания. Информация определяет сознание. Сознание определяет здоровье.
В итоге только 3–4% поступающих в школу детей здоровы. Каждый второй ребёнок нуждается в психологической коррекции. Среди 100 выпускников в Москве официально зафиксировано 190 хронических заболеваний.
Внедрение ноосферного образования в бытующую ныне образовательную систему без её болезненной ломки поможет справиться с деградацией физического, психологического, интеллектуального и нравственного здоровья детей.
Ноосферное образование для природы
Сегодня вся климатическая повестка, по своей сути, вызвана отсутствием объективной системы координат, которая закладывается в умы подрастающих поколений еще в школе. Дети не умеют взаимодействовать с природой и не понимают Всеобщих Законов Мира. Ноосферное образование строится на основе Периодической системы законов образования, которая согласована со Всеобщими Законами Мира.
Фундаментальными характеристиками системы законов образования являются:
1) иерархичность
2) многоуровневость
3) вечность
4) бесконечная вариативность
5) природосообразность
6) бесконечная эвристичность
7) соответствие Всеобщим Законам Мира
8) соответствие Общим законам познания и постижения.
Благодаря этим методологическим новациям в жизнь уверенно входит новый этап педагогики и системы образования.
Ноосферный этап в эволюции образования имеет миссию: на современной научной базе интегрировать лучший мировой и отечественный психолого-педагогический опыт и создать предоставить миру такую образовательную систему, которая способна ответить на вызовы XXI в.
Обществу сегодня нужны здоровые, духовные, нравственные и интеллектуальные люди, исполненные творческих возможностей и гармоничные Миру, Природе, Космосу. Это диктует сама Природа, ведь она не философствует с человеком на его языке, но оппонирует ему на языке катастроф.
Природа не говорит с человеком на его языке, а оппонирует на языке катастроф, если он движется против её законов.