Сравнение педагогических методик

Автор текста: Мария Сокол

 Важные понятия

Многие родители часто путают понятия образовательная технология, методология, методика и программа образования, все сводя к одному определению – «то, чем дети занимаются в школе». Но, по своей сути, это разные понятия, несущие очень важную смысловую нагрузку. Давайте в них разберёмся.

 

Программа образования — это содержание предмета, т.е. собственно та информация, которую учитель старается вложить в головы детей. 

 

Методика  — это совокупность приёмов и способов взаимодействия учителя и ученика в ходе изучения учебного материала (программы).

 

Методология — это наука о том, как правильно преподавать (какие методы  применять). 

 

Образовательная технология — это система управления обучением/воспитанием, т.е. всеми способами, методами, инструментарием, материально-техническими, физиологическими, нравственными и психологическими ресурсами, временем, финансами и др. В широком смысле — это управленческое искусство руководителя системы образования/воспитания. В узком — управленческое искусство учителя на уроке.

 

Именно в узком смысле понимания технологий образования чаще всего употребляется термин образовательная технология. Таковых в мире существует более 500. Правильнее называть их педагогическими подходами. Эти подходы меняются во времени и зависят они от уровня развития личности учителя, педагога, воспитателя, от приоритетов и потребностей, которые формируют общество, родители. Сегодня родители, сознательное общество неравнодушных к образованию людей, да и сами дети (своим отношением к современной школе) требуют новых стандартов обучения. 

 

Сравнение педагогических методик

Учеными был проведен анализ по стандартам образования в школах за последние 30 лет. Результаты сведены в таблицу, которая наглядно показывает, как менялись приоритеты в обществе и, соответственно, стандарты, подходы, цели и направленность образования в школах:
 

Группой ученых Российской  Академии естественных наук  были проанализированы все 500 образовательных технологий по 12 основным критериям (педагогическая методика работы с информацией, психокоррекционный эффект, здоровьеразвивающий эффект, эволюционное значение и др.). 

 

Они обнаружили общий отрицательный параметр для 495 педагогических подходов — деградацию здоровья детей и подростков, а также учителей. По официальным данным Министерства здравоохранения РФ, в столицах и крупных городах России и стран СНГ на 100 выпускников приходится 197 хронических заболеваний! А уровень невротизации обнаружен более чем у 80% преподавателей. Эта ситуация касается также бытующего в наших школах образовательного подхода. И только 5 технологий не вошли в их число и смогли претендовать на решение поставленных задач.

 

Краткие выдержки по данным методикам приведены ниже. Мы предлагаем вам с ними ознакомиться и убедиться, как много сил было вложено их авторами для развития и укрепления здоровья детей, их воспитания, создания для них всех условий для самореализации

1. Личностно-гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили — легенда отечественной педагогики, доктор психологических наук, профессор, педагог-новатор, разработал и воплотил в своей экспериментальной школе личностно-гуманную педагогику (педагогику сердца), личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике.

 

Шалва Александрович считал формирование познавательной активности и творческой самостоятельности школьников одной из острейших проблем современной школы. Он пришел к выводу, что активная самостоятельная деятельность школьника возможна только при организации процесса обучения, направленного на развитие его личности.

 

Сутью подхода Амонашвили является реализация гуманистического принципа, в основе которого лежит идея развития личности школьника, укрепление гуманных, нравственных отношений (к людям, природе, труду, окружающей жизни), бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала. 

 

Школа и обучение — значительная часть жизни ребенка. Поэтому одна из важнейших педагогических задач, по мнению Шалвы Александровича, заключалась в том, чтобы эта жизнь была яркой, эмоционально богатой, а само обучение переживалось бы ребенком как процесс познания, приносящий радость. Этот подход основан на мотивировании побуждения, вдохновения ребенка к работе с учебной информацией. «Не надо принуждать, когда ребенок хочет сам. Иначе – страх. Наблюдательность (как и память) – это не знание, а сила познания» — говорил Амонашвили.

 

Личностно-гуманный подход ориентируется на становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека за счёт раскрытия его личностных качеств, развития и становления познавательных способностей ребенка, обеспечения условий для расширенного и углубленного объёма знаний и умений. Идеал воспитания согласно такому подходу — самовоспитание. 

 

Чтобы реализовать эти задачи, учитель младших классов должен обладать рядом качеств, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью: он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души. Учитель обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, т.к. страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею. Он должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество. Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми.

 

В младшем школьном возрасте самый главный авторитет для детей – учитель. Любимый учитель, по выражению Ш.А. Амонашвили, – это «хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь». 

Что же дети должны открыть в своем учителе, чтобы полюбить его, поверить ему и последовать за ним? 

Во-первых, умение понимать их, всех и каждого. Школьники должны почувствовать, как интересно и радостно общаться с учителем, который всегда придет на помощь, порадуется их успехам, подбодрит в случае неудачи. Понимать детей — это значит, радоваться и переживать вместе с ними, жить их жизнью.

 

Во-вторых, исключительное великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность. Это все не означает вседозволенности: «Делай, что хочешь и как хочешь, все тебе простится!» Нет, скорее, наоборот. Учитель должен быть требовательным, чтобы ребенок в его присутствии стремился сдерживать свою импульсивность, недобрые порывы, эгоистические желания. Однако при этом необходимо, чтобы он на своем опыте почувствовал, как учитель умеет сопереживать, уступать, прощать, помогать. Доброта и отзывчивость предполагают терпение, выдержку, отношение к неудачам учеников как к естественному явлению в сложном труде учения. На каждом шагу учителю предоставляется повод, чтобы сделать замечание, высказать недовольство, потерять самообладание, обратиться к родителям за помощью. Однако суть педагогического терпения заключается в том, чтобы доброжелательно и тактично помочь ученику преодолеть затруднения, гуманно разрешить конфликтную ситуацию, поддержать чувство собственного достоинства. 

 

Педагогическое терпение — это не примиренчество по отношению к нарушениям порядка, отставанию, незнанию, но оптимистический подход к силам, возможностям ученика, опора на его индивидуальные психологические особенности.

 

В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей растет, взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребёнок сможет увидеть свое продвижение, поверить в себя и свои силы. Его уважают, ему верят, к нему прислушиваются, он нужен в коллективе, он интересен учителю, они доверяют друг другу — вся эта гамма благотворных переживаний не должна покидать школьника.

 

Вся учебно-воспитательная работа с детьми, её способы, приёмы, формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утончёнными, гибкими, целенаправленными и потому эффективными», — утверждает Ш.А. Амонашвили.

 

Педагогический подход Ш.А. Амонашвили проникнут гуманным отношением к детям, основан на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащегося. 

 

По Ш.А. Амонашвили, урок — ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю, и спонтанную, и организованную, жизнь детей. Урок — солнце, урок — радость, урок — дружба, урок — творчество, урок — труд, урок — игра, урок — встреча, урок — жизнь.

 

Шалва Александрович утверждает, что только «любовь может погасить ненависть», скорректировать состояние и поведение человека.

 

Здоровьесберегающий эффект гуманного подхода достигается посредством пробуждения позитивных переживаний и чувств. Предлагаются новые жанры уроков: «Уроки удивления  — восхищения тайнами», «Уроки умиления», «Уроки мудрости: эта мудрость в тебе — достань ее из себя», «Уроки покаяния», «Уроки молитивы», «Уроки служения», «Уроки терпения», «Уроки понимания (другого)», «Уроки любви» — это и есть уроки физического и психического здоровья детей. 

Вывод ученых: 

Эволюционная значимость гуманной педагогики неоспорима и заключается в подготовке сознания учителя к изменениям и отказу от авторитарно-манипулятивных педагогических средств и методик. Переход в преподавание с любовью и заинтересованностью в раскрытии потенциала ребенка.

 

В данном подходе глубоко представлены мировоззренческие основы и практика. Однако, отсутствует целостная фундаментальная разработка научно-теоретических, дидактических, гносеологических (исследовательских, познавательных, психологических, здоровьесберегающих) и методологических аспектов, что крайне необходимо в настоящее время для воспитания гармоничного человека, реализующего свой Высший потенциал.

2. Русская родовая школа М.П. Щетинина (технология гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека).

Михаил Петрович Щетинин — советский и российский педагог-новатор, педагог-экспериментатор, член Российской академии образования, профессор, заслуженный учитель России, основатель и директор экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа.

 

По мнению Михаила Петровича Щетинина, в познавательной деятельности человека должны быть задействованы равно как ум, так и живое восприятие, эмоции. Без этого невозможно добиться гармонического развития личности. И научно-педагогические эксперименты М.П. Щетинина проводились с целью найти и обосновать такую учебно-воспитательную систему, которая наилучшим образом решала бы задачу гармонического развития интеллекта и чувств молодого человека.

В соответствии с этой концепцией и был учреждён новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе. Он объединял, по сути, шесть разнотипных школ: общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную и учебно-производственный комбинат. Анализируя типовые учебные планы общеобразовательных школ того времени, М.П. Щетинин пришёл к выводу, что в них на 2/3 представлены учебные предметы для развития ума и только лишь одна треть — для чувственного восприятия и двигательных действий учащегося.

 

Школьник на занятиях большею частью сидит и мало двигается. Он практически не занят художественным творчеством. В комплексе есть разнопрофильные школы. Но как сделать так, чтобы у школьника без перегрузки было реальное время в них заниматься? Где его взять? И приходит гениально простое решение: сократить продолжительность каждого урока с 45 мин (академический час) до 35 и даже до 30 в младших классах.

 

Проведя специальное исследование о продуктивности 45-минутного урока в начале, середине и в конце его, М.П. Щетинин убедился, что самыми малопродуктивными, а иногда — нулевыми являются последние 10-12 мин. И если от них отказаться, то продуктивность каждого урока почти не пострадает. Но зато будет сэкономлено 10-12 мин только на одном уроке. Из них складываются дополнительно почти два урока по 30-35 мин или, можно сказать, вместо 5-6 уроков по 45 мин в день может быть 6-7 уроков по укороченному времени. Эти-то уроки и пойдут на занятия в художественной, спортивной и др. школах. 

 

Расписание уроков составляется так, чтобы занятия «речевого» цикла (математика, русский язык и т.д.) сменялись занятиями «художественного», т.е. по музыке, изобразительному искусству, а также занятиями «двигательного» цикла (физическая культура, труд, хореография). Результат показал, что утомления у детей не наступает, а интерес к каждому предмету возрастает, успеваемость улучшается.  Домашние задания даются редко (например, чтение художественной литературы), потому что все общеобразовательные «речевые» предметы прорабатываются на уроке. Здоровьесбереающий эффект достигается грамотным распределением нагрузки в течение дня школьника.

Идея Михаила Петровича заключалась в целостном восприятии и понимании учеником всего годичного курса в короткий срок. Это удается достичь: во-первых, за счет насыщенного изучения одного предмета в максимально-возможный короткий срок (этот процесс называется погружением); во-вторых, за счет повторения погружения в каждый предмет 4 раза в течение учебного года, только с каждым разом все более глубокое — от ориентировочного до творческого.

Учась таким способом в течение одной недели все 34 – 36 часов школьники изучают только один предмет, предположим математику. После каждых двух уроков проводятся занятия музыкой, физкультурой или хореографией.

 

В самом первом погружении, которое проходит в начале учебного года (сентябрь), школьники схватывают канву, основные понятия и идеи курса за весь учебный год. Эта часть погружения относится к ориентировочному уровню. Потом по этому же методу изучается другой предмет всю следующую неделю, например язык.

 

Второе погружение проводится уже в ноябре. На этот раз понятия и идеи предмета, которые были изучены при первом погружении, конкретизируются и раскрываются более детально. Теоретические вопросы изучаются глубоко и всесторонне.

 

Следующее, третье, погружение по той же математике проходит в марте. Школьники воспроизводят теорию на новом уровне - устно, письменно и опираясь на наглядность.

 

И, наконец, в апреле организуется еще одно, четвертое, заключительное погружение на новом витке усвоения. Школьники сами сочиняют и решают задачи, проводят опыты, выполняют творческие задания. 

 

На занятиях способом погружения учитель старается добиться у школьников внутренних мотивов к обучению: интереса к предмету, понимания, что этот предмет ученику необходим, что он имеет очень важное прикладное значение и т.д. Индивидуальные занятия сменяются коллективными, репродуктивные — творческими. За счет этого происходит гармоническое развитие органов чувств. Учитель в течение урока привлекает к помощи хорошо успевающих учеников, что дает дополнительный внутренний стимул и поощрение. 

 

М.П. Щетинин обращал внимание и на воспитательную работу, на формирование у школьников чувства собственного достоинства, своей значимости среди людей. 

Вывод ученых: 

Эволюционная значимость технологии заключена в том, что она готовит детей будущего с уникальной силой воли и духа, возможностями интеллекта, способных служить на благо Отечества. Воспитанники такой школы обладают целостным мировоззрением и системой глубоко взаимосвязанных знаний. 

 

В методике фундаментально представлены мировоззренческие основы и практика. Однако отсутствует целостная разработка научно-теоретических, гносеологических (исследовательских, познавательных), дидактических и методологических аспектов, что крайне необходимо в настоящее время для воспитания гармоничного человека, реализующего свой Высший потенциал.

3. Здоровьеразвивающий подход

В.Ф. Базарного

Владимир Филиппович Базарный – российский ученый, врач-офтальмолог, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики, разработчик нового направления в науке и практике – здоровьеразвивающей педагогики. Более 40 лет он посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. 

 

Здоровьеразвивающий подход  Владимира Филипповича основан на идее «свободного развития личности ребенка на основе свободы движений и чувственных впечатлений от образов мира и свободы выражения эмоций». Он считал, что реализация здорового образа жизни детей должна происходить в синергии научной медицины и педагогики. По результатам его исследований было выявлено, что здоровье человека зависит на 60% от здорового образа жизни, на 10% от наследственности, на 20% от экологии и на 10% от медицины. 

 

По мнению автора, здоровьесберегающий подход  подразумевает под собой ограничение книжного обучения, акцент на развитие образного мышления, выработку пластического, лишенного судорожных зажимов почерка (за счет письма пером), раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек, организацию урока в режиме движения, постоянного поиска, использование конторок, офтальмотренажеров, панно для сюжетно-образного моделирования, экологичных прописей и пр. 

 

Педагогика медицинского сопровождения (здоровьеразвивающий подход) построена на отслеживании динамики эмоционального самочувствия и динамики функций психической моторики в процессе занятий (руко- творчество и рече-творчество) с целью развития природных задатков учеников. Через развитие и укрепление здоровья ребенка учитель помогает ему получать информацию, т.к. информационный потенциал организма человека напрямую связан с его здоровьем. 

Владимир Филиппович Базарный считал главной целью образования воспитать здоровую личность, и подчеркивал, что «человек – главный лекарь сам себе».

 

Основным фактором подхода медицинского сопровождения является использование здоровьеразвивающего инструментария для обучения в школах:

- набор специализированной мебели (конторки);

- широкоформатное природо-экологическое панно;

- набор технических средств для обеспечения зрительно-поисковой и телесной активности в пространстве;

- набор технических средств для коррекции отклонений параметров зрения;

- набор для укрепления и развития вегетативных и психомоторных ритмов;

- комплект устройств для контроля физиологических параметров учащихся.

Вывод ученых:

Эволюционное значение медицинского сопровождения учебного процесса состоит в активизации научной медицины в помощь педагогике – «здоровьеразвивающие подходы медицинского сопровождения при обучении». 

 

Разработка научно-теоретических основ представлена только с позиции медицины. Научно-теоретические аспекты фундаментальной науки, дидактики, гносеологические (исследовательские, познавательные) и методологические аспекты не структурированы в целостную систему, что крайне необходимо в настоящее время для воспитания гармоничного человека, реализующего свой Высший потенциал. 

4. Педагогика Здорового Смысла

А.М. Кушнира

Алексей Михайлович Кушнир — основоположник педагогики здравого смысла, кандидат психологических наук, педагог в восьмом поколении, известный учёный в области методик преподавания русского и иностранных языков, главный редактор журнала «Народное образование». 

 

Он считал, что «педагогика опирается на принципы проверенной веками народной педагогики, которая существует уже более 500 лет. Суть её — обучение, соответствующее природе детского устройства». 

Основой его подхода является природосообразная педагогика на понимании первостепенности природного естества ученика – «природа человека есть камертон, по которому должна настраиваться педагогическая система, а не наоборот». 

 

Обучение осуществляется через информационно-целостный подход:

1. Воспламенение внутреннего желания учиться;
2. Создание условий, поддерживающих интерес и увлеченность;
3. Приобретение знаний, умений, навыков на личностно-эмоциональной основе.

 

Воспитание личности происходит через поощрения: «Необходимо настойчиво воспитывать в учениках стремление к росту». Главное в данном подходе образования — воспитать стремящуюся к совершенству и природосообразной деятельности личность.

 

Учебный процесс должен быть построен на уважении природного естества ученика, должен быть мотивом саморазвития и роста. 

Здоровьесберегающий эффект заключен в мотивации и поддержки позитивных эмоций учащихся. 

 

Технология образовательного процесса подразумевает ежедневное исследование окружающего мира, формирования умения видеть проявления природы и «быть с ней в повседневном резонансе». Алексей Михайлович считал, что «природосообразное обучение обязывает строить в сознании ребенка одну целостную картину мира понятийным языком, которой является его бытийным языком».

 

Выводы ученых: 

Манифестация эволюционно назревшего отказа от устаревших педагогических методов и признание природосообразности через обучение родному языку.

 

Однако в методике отсутствует системное единство в научно-теоретическом, гносеологическом, дидактическом, методологическом, мировоззренческом базисе и инструментарии образования/воспитания, что крайне необходимо в настоящее время (нужна твердая почва под ногами и живые умы, способные созидать настоящее и будущее).

 

5. Система Ноосферного образования Н.В. Масловой

Наталия Владимировна Маслова — член Российской академии естественных наук (РАЕН), доктор психологических наук, кандидат исторических наук, руководитель отделения ноосферного образования РАЕН, Президент Ноосферной академии науки и образования (НАНО), действительный член  и руководитель отеления «Системономия» Русского Космического общества, сопредседатель Международного фонда «Инновации и развитие».

 

Система природосообразного ноосферного образования — это эволюционно новая ступень образования 21 века. Т.к. вся  педагогическая система построена на базе Всеобщих Законов Мира, Общих Законов общества, познания и постижения; специальных законов психики человека,специальных законов здоровьеразвития и нравственности.

 

Главной задача природосообразного ноосферного образования — воспитание и образование здоровой нравственно, физически, интеллектуально и духовно личности в соответствии с Всеобщими Законами Мира. 

 

Мировоззренческая основа ноосферного образования является генетически единый Мир, в котором жизнедеятельность всех систем взаимосвязана. Все системы живут по Всеобщим Законам Мира, Ччловечество подчинено Общим и Специальным Законам (эти законы систематизированы в начале 21 века в виде периодических систем по аналогии с периодической системой Д.Менделева).

 

Ноосферное образование — это единственная педагогическая система, которая имеет целостную разработку пяти взаимосвязанных структурных частей, каждая из которых обязательна:

1. Мировоззрение генетического энергоинформационного единства Мира;
2. Научные  и дидактические основы; 
3. Гносеологические (исследовательские, познавательные) основы
Методологические основы; 
4. Психолого-педагогическая и здоровьесберегающая  практика.

 

Все элементы ноосферного образования (научная теория, гносеология, методология, инструментарий) нацелены на соблюдение принципа «не навреди и твори добро, созидай».

 

Ноосферное образование собирает воедино лучшие наработки мировой и отечественной педагогики, психологии, науки, культуры на базе общечеловеческих нравственных, духовных ценностей. 

 

Эта педагогическая система нацелена на раскрытие Высшего Потенциала личности ученика, через предоставление информации об общечеловеческих ценностях. Это побуждает ученика к выбору нравственной информации для ориентировочно-исследовательской деятельности, для раскрытия своих высших возможностей.

 

Педагоги обучаются психологии и узнают о законах психики человека, чтобы уроки строить на основе создания поля любви. Учителя изучают нейропсихические структуры мозга и нервной системы для гармонического развития обоих полушарий, целостного мышления у себя и у учеников. Учителя знакомятся  с тем, как работают каналы восприятия информации, чтобы в процессе занятий с детьми задействовать все их для максимально эффективного получения знания. И далее отправить эту информацию в отделы ее переработки и архивирования для более быстрого и простого усвоения, запоминания, долговременного хранения.  

 

Основной идеей системы является максимально грамотное использование функциональности тела, души и головного мозга: ребенок почувствовал внутри себя знание, сделал его своим знанием, живым, сформировал символьную модель. Через чувственные импульсы в систему головного мозга он получает нейрофизиологические импульсы, которые позволят полученной информации отправиться в долговременную память. И самое главное — творчески  применить новое знание. 

 

В рамках методики создана система воспитания гармоничной личности, которая получила название «Кристалл души». В её основе лежит знание учителя о том, как развиваются контуры головного мозга и уровни развития личности, которые сопряжены с развитием этих контуров. Таким образом, у учителя есть инструмент, который позволяет ему создавать пространство интеллектуального поиска и творческого развития. Ребёнку интересно и это является здоровьесбережением.

 

Целью системы воспитания является  акмеологичная личность — человек, выбирающий высокие нравственные идеалы и цели, умеющий воплощать их в практике жизни.

 

Технология ноосферного образования работает одновременно в трех психологических режимах:

1. Корректирует все процессы ученика – учителя;
2. Стабилизирует индивидуальный психологический режим личности в успешном усвоении информации;
3. Мотивирует развитие психотипа личности и самореализации его в социуме.

 

Система ноосферного образования состоит на 65% из классических, проверенных опытом и временем «исконных» традициях образования, на 35% из новизны: использования нейрофизиологических, нейропсихологических механизмов в системе «человек» и использования их в процессе обучения. 

 

Ноосферное образование реализует природосообразную педагогическую технологию и выпускает из школы людей с наукоёмким целостным мышлением и навыками, не нарушающими Законы Мира и Общества.

 

Эволюционное значение природосообразного ноосферного образования заключается в том, что оно перерабатывает весь мировой исторический опыт педагогики и психологии, науки, культуры и искусства, и выводит педагогику на новый эволюционный этап с новыми целями, задачами, мировоззрением, инструментарием для дальнейшего эволюционного продвижения, раскрытия и развития всех Систем Мира.

 

 

Общий вывод ученых: Каждый образовательный подход имеет позитивный потенциал, однако преимущество оказалось на стороне системы природосообразного ноосферного образования, как объединяющей лучшие возможности педагогических принципов, технологий и методик. Она представляет качественно новые характеристики и возможности для фундаментальной подготовки человеческих ресурсов для современного этапа эволюции человечества.  

 

 

Источники:

1. Открытая лекция Н.В. Антоненко «Аналитическое сравнение педагогических систем».

2. Сайт «Школа жизни» — Образовательные технологии, психология, педагогика (potencial-school.ru).